Отчаянная (не)домохозяйка
Подготовка к праздникам зачастую становится настоящей проверкой на прочность для многих семей. Особенно, если вы принимаете гостей у себя. Нужно заранее составить меню (с учётом пожеланий гостей), закупить всё необходимое (непременно свежее), вкусно приготовить, а ещё создать праздничную и уютную атмосферу дома. Иногда в суете теряется само волшебство момента. Как найти выход?
Постигала азы домоводства Елена Орехова
Вводила в курс дела Анна Семёнова

ОбВ советские времена в помощь хозяйкам были клубы по интересам, где женщины делились друг с другом удачными рецептами, секретами ведения домашнего хозяйства. Выпускались теле- и радиопередачи, книги по типу «Домашняя академия». Сейчас на место этого приходят кулинарные блоги. И вроде бы информации пруд пруди, стоит только открыть поисковик... и можно потеряться на пару часов. А ведь задача была, например, «быстро организовать порядок в шкафу». В общем, нужно знать, что искать.

Трудно в современном обществе выделить авторитета в этой области. В любом крупном книжном вы найдёте множество кулинарных книг, но они нацелены на тех, кто любит готовить и согласен провести на кухне полдня. Что же делать тем, кто не готов проводить много времени у плиты, а накормить семью и себя чем-то вкусным и полезным хочется? Что если идея о милой хозяйке, которая встречает ужином из 5 блюд в доме, надраенном до блеска, всего лишь установка? И стоит ли гнаться за идеальным образом? Мы решили разобраться с этими вопросами и обратились к эксперту. Анна Семёнова, автор книг «Дом в радость. Как организовать быт, чтобы оставалось время на жизнь» (для взрослых) и «Всё в порядке» (для детей), блогер и автор курсов. Она начала свой путь в 2015 году, когда профессии «организатор пространства» не существовало в России, а мода на расхламление, хюгге и осознанный быт ещё не пришла. Она разработала собственную методику по поддержанию порядка, которая подошла сотням российских женщин, совмещающих дом, работу, детей и свои интересы.
Анна, опишите себя парой слов.
Девушка в цветных колготках.
Почему именно тема быта и организации пространства привлекла вас?
Потому что во втором декретном отпуске я столкнулась с новой для себя задачей: организовать не только быт. Я была работающей мамой, поэтому нужно было построить быт так, чтобы у меня оставалось время и на работу, и на другого ребёнка, и на мои никуда не пропавшие интересы.

Адекватной информации по своим запросам я не нашла и поняла, что пойду своим путём. Вынужденная необходимость соединила в моей голове странный коктейль: навыки управленческого мышления (планирование, приоритизация задач) и знания из гостиничного уклада (я работала в туризме и знала профессиональные «внутрянки» — от эргономики мебели до планирования уборки номера и стирки текстиля). И я начала постепенно внедрять систему в нашу жизнь обычной российской семьи, где идея «всё делегировать» так себе вяжется с реальностью.
Вы писали, что в то время, когда начинали, в этой нише никого не было. Как набирали аудиторию?
В соцсети я пошла, когда почувствовала, что мне есть, чем поделиться. Но одновременно появилось внутреннее противоречие. С одной стороны, хотелось, чтобы меня читали. А с другой стороны, хотела, чтобы меня никто не нашёл из знакомых. Потому что тема домашнего хозяйства, быта и порядка была противоположным полюсом моей привычной профессиональной ипостаси. Я оставалась заместителем директора турфирмы, с организацией деловых мероприятий и достаточно дорогих индивидуальных туров. И вдруг — рассказываю, как складывать полотенца и какой оптимальный маршрут экспресс-уборки.

Но период сомнений быстро прошёл, потому что я верила в то, о чём писала. Наверное, главный способ собрать вокруг себя людей — когда ты чем-то очень горишь, искренне в это веришь.

Сначала подписчики приходили по хэштегам, так как у меня действительно не было конкуренции. Всё, что можно было искать на тему порядка, неизбежно упиралось в мой блог. Потом я участвовала в популярном на заре Инстаграма SFS (метод взаимного пиара — прим.ред.): обо мне рассказали несколько аккаунтов, которые уже тогда были большими (более 50 тысяч подписчиков), а сейчас миллионники. Кроме того, я больше года вела тематическую рубрику по домашнему хозяйству в замечательном проекте @deti_ doma (cейчас он перестал существовать), и с каждой публикацией на меня подписывались новенькие. А ещё я заботилась, прежде всего, не о том, чтобы высказаться мне, а о том, чтобы было интересно и удобно моим читателям. Я отрабатывала свою систему, поэтому была важна обратная связь от тех, кто применял подход на практике. Я делала заголовки тем на постах: тогда это была редкость, ведь лента состояла, в основном, из фотоконтента. Я сразу разбивала все посты по хэштегам, чтобы легко было найти интересующую информацию по теме. Для 2015–2016 годов это было новаторство. Ну и я не постила ни котиков, ни «Доброе утро, страна» — был только прикладной, полезный тематический контент.
Топ-3 совета начинающим хозяйкам.
Первое — всегда начинать не с желания «причинить порядок всему дому», а с построения собственного дня и расписания.

Всегда держать в порядке ключевые зоны, а в морозилке — стратегический запас продуктов. Например, замороженный бульон, порезанные, замороженные овощи (заготовка для супа или второго), сырники и так далее. Чтобы в день, когда вам «ни до чего», всегда можно было быстро соорудить нормальную питательную еду.

Третье — с уважением относиться к инструментам: швабре, пылесосу, стиральной машине, тряпочкам. Их хорошее состояние и внешний вид — инвестиция в желание что-то делать.
Представим ситуацию: через час внезапно придут гости, в холодильнике почти пусто, а в квартире не прибрано. Ваши действия?
Сразу предлагаю отказаться от идеи, что хозяйка — это циркач, который должен поразить воображение, если внезапно придут гости. Это нормально, что в холодильнике бывает пусто, и вполне можно позвонить друзьям/родственникам, попросить докупить необходимое, чтобы получилось радующее совместное блюдо.

Но про порядок — да, я считаю, что это элемент уважения к пришедшим. И элемент самоуважения, хронический, а не в варианте «к приходу гостей». И тогда будет достаточно получаса или меньше, если не жить в режиме от генеральной до генеральной уборки. В моей системе есть инструмент «маршрут порядка»: он подразумевает наведение порядка по ключевым точкам по логике движения входящего в дом человека. Этот маршрут у меня отработан до полного автоматизма.

То, что бросается в глаза сразу (и не радует глаз) — грязная раковина, заляпанные стёкла и прочие вещи, связанные с гигиенической чистотой. То, что нам неприятно видеть про других — грязная одежда, объедки, стаканы с чем-то недопитым/ недоеденным, крошки еды. А всё остальное, типа разбросанных игрушек, не имеет значения, потому что дом живой, и идеальное состояние ему вряд ли свойственно. При наведении быстрого порядка главное — верно распределить силы.

И ещё я думаю, в целом, ожидание от хозяйки (со стороны кого-либо или даже хозяек от самих себя), что она в любую секунду должна быть в боевой готовности — нездоровое. Современные женщины занимаются не только бытом, но и работой, хобби, детьми, различными социальными проектами. И далеко не в приоритете сидеть и ждать, когда внезапно придут гости, а ты их сможешь поразить разнообразными блюдами и безукоризненной чистотой. Так что если вы нежданный гость, то это вам лучше позаботиться о том, как порадовать хозяйку, а не обременить.
Кто или что вдохновляет вас?
Походы в музеи, послушать музыку в филармонии, прочесть ясно и хорошо изложенные мысли в книгах. Это всё про гармонию. Порядок — это ведь тоже гармония.
Часто за столом собирается вся семья, хочется удивить чем-то вкусненьким. Как успеть и стол шикарный накрыть, и не почувствовать себя загнанной лошадью?
Надо начинать готовиться в ноябре. И опять здесь не история про поразить чьё-то воображение масштабом и сложностью, а про здравый смысл и расчёт. Праздник не значит только сидеть с 9 вечера до 3 ночи за столом.

Праздник — это подарки, украшение дома, праздник — это атмосферный вечер, возможно, с продуманными развлечениями. Подарки, соответственно, нужно купить заранее, чтобы не бегать с высунутым языком в конце декабря между корпоративами и отчётами.

Важно и понимание, а чем бы хотелось заняться, кроме еды? Выделите время на размышление. И насчёт праздничного стола тоже: сначала нужно продумать меню, возможно, сделать какие-то заготовки, чтобы хотя бы часть дел распланировать на другие дни, а не все на 31 декабря. Всё продуманное получается спокойнее, при этом насыщеннее и радостнее.
С какими блюдами ассоциируется Новый год и Рождество у вас?
Мы каждый год с дочками делаем шоколадную колбасу: печенье, какао и масло. Это элементарный рецепт блюда, которое можно заготовить заранее. Она также великолепно хранится в холодильнике, а если её красиво завернуть (а мы так всегда и делаем), то можно брать для похода в гости, как сувенир-угощение.
И конечно, ещё одна животрепещущая перед праздниками тема — уборка. Хочется, чтобы дом блестел чистотой, чувствовалась атмосфера уюта и тепла. Есть универсальный совет, как этого достичь в удовольствии, а не бегать в суете последние дни?
Совет тот же самый, что и с подготовкой к чему-то большому вообще. Нужно сначала осмыслить, что конкретно нужно (может, даже есть мечталка), а потом спланировать действия. Если вас бесят какие-то неразобранные углы в доме, например, беспорядок в шкафу или в документах, то можно начать с этого. Сдвинутое с мёртвой точки давно мозолившее глаз дело очень мотивирует.

Рецепт быстрого вдохновляющего результата — позитивные перемены. Радуют даже малюсенькие перемены, но в чём-то привычном до скукоты!

Проще всего этого добиться с помощью текстиля: сменить покрывало на кровати, набросить на спинку дивана новый плед или обновить подушки на яркие.

Поднимает настроение и включает фантазию небольшая перестановка мебели или перевеска предметов со стен. Иногда достаточно купить новые шторы!

Магия преображения — это свет. Повесьте гирлянду не на ёлку, а на задрапированные занавески у окна — получится совсем другая атмосфера.

Когда мы вытаскиваем себя из рутины наличием очевидных позитивных перемен, настроиться сделать необходимое — типа обычной уборки — уже проще.
Поговорим о праздничном декоре. Украшаете ли вы дом, ставите ли ёлку? Сервируете стол? И есть ли лайфхаки, как сделать процесс легче и веселее?
Мой лайфхак: каждый год из одних и тех же декоративных элементов я собираю новый коктейль, ставлю украшения в разные места дома и всегда украшаю не только что-то одно центральное, но и кладу маленькие композиции в ванную, на рабочее место, на кухне. А ещё устраиваю для моих девчат (дочки 7 и 13 лет) квест: вешаю какой-нибудь новогодний элемент в необычное место, которое незаметно с первого взгляда, и предлагаю им поискать.

Часто ёлку украшаю без детей, чтобы подарить им волшебную сказку и добиться «вау»-эффекта.
Ваши любимые средства для наведения порядка дома.
Моё любимое средство — это разум. А кроме шуток, идеальный помощник — портативный лоток для уборки, где стоит жидкость из смеси уксуса и воды (универсальный раствор для протирания любых поверхностей и зеркал). Там же тряпочка для стекла и ещё две тряпочки для влажной и сухой уборки. Таким нехитрым набором можно моментально навести гигиеническую чистоту, не бегая за инвентарём туда-сюда.
Без чего не могли бы обойтись на кухне?
Без удобной овощечистки. Это очень экономит время и моральные силы на подготовку овощей.

Без контейнеров. Мы перекладываем приготовленную еду: это экономит место в холодильнике и высвобождает кастрюли. И так можно иметь меньше кастрюлей, ведь они не простаивают как ёмкости для хранения.

И без какой-то неутилитарной штуки, которая поднимает настроение. Маленький букет цветов. Зимой, осенью могут быть просто листья, ветки. Фигурка в салфетнице. Или подвеска на ручке шкафчика.

ЧТО ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
КОНДО МАРИ.
Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни.

ЧЕРНЕНКО ДАРЬЯ.
Meню нeдeли. Тайм-мeнeджмeнт на кухнe.

КАРЛСОН ДЖУЛИЯ.
Remodelista. Уютный дом. Простые и стильные идеи организации пространства.

ГОРБАТОВА НАТАЛЬЯ.
Магия уютного дома. Вдохновляющая методика наведения порядка без стресса.

ФЛАТ НАТАЛЬЯ.
Идеальный дом, идеальное пространство.
Удобная методика расхламления и организации пространства без суеты.
Made on
Tilda