Точно в цель

Мечта. Масштаб. Большие смыслы. Эти три слова выбрала наша героиня для характеристики самой себя. Коллеги и друзья отмечают её упорство и уверенность в достижении целей. Молодая, красивая, успешная — это всё о ней. Как открыто заявить о себе миру, как реализовать идею, собрав вокруг единомышленников и партнёров, а также зачем разбираться в искусстве — об этом мы поговорили с Дарьей Калининой, основателем и президентом Фонда art.coordinate.
Заряжалась энергией Елена Орехова
Открывала новые смыслы Дарья Калинина
Фотографии Елизавета Воробьёва

Фонд поддержки и развития современного искусства art. coordinate появился чуть больше года назад и ставит одной из задач — создание открытого диалога между творцами и зрителями. (Прим.ред — мы писали об этом в 32 выпуске). Идея основать Фонд пришла к Дарье, когда она ещё училась в Академии художеств им. И. Репина на искусствоведа. Мода, искусство, создание образов, которые раскрывают сильные стороны человека, привлекало будущую основательницу уже давно. Она работала (и продолжает) имиджмейкером, закончила Академию моды и бизнеса. Но однажды поняла, что её талант — организовывать события, собирать команду, продвигать талантливых людей. Так мечта стала целью, а из одной маленькой идеи родился большой проект, соединивший многих творческих людей. Одним из основных проектов Фонда является Первая международная премия в области современного искусства (teen art awards), направленная на выявление ярких творческих подростков и помощь в их профессиональном росте и развитии. В финальной выставке 1 сезона Премии были представлены работы разных жанров 27 молодых авторов из 8 стран. Премия уже успела зарекомендовать себя в арт-сообществе, а в ноябре ежегодная международная премия «Культура онлайн» наградила teen art awards третьим местом в номинации «Лучший онлайн-проект».
Дарья, во-первых, поздравляю вашу команду с бронзой в международной премии «Культура онлайн». Расскажите, что значит подобное признание для фонда, лично для вас? Как вы сами оцениваете свою работу за год?
Для нас это, безусловно, невероятный взлёт, ведь премии чуть больше года, а она соревновалась за победу с такими мощными проектами, которые курировали «Эрмитаж», «Вконтакте», Государственный исторический музей. Бронза в международной премии «Культура онлайн» стала для нашей команды настоящим чудом.
Хочется сказать, что это общая победа. Она бы не случилась без поддержки всех тех прекрасных людей, институций, которые в нас поверили.

Когда Юрий Башмет открыл конверт и назвал нас, появились слёзы счастья! Весь вечер наша команда ликовала. Мы пересылали запись прямого эфира всем друзьям и партнёрам, кто принимал участие в работе над Премией. Это была волна радости, которую разделяли наши художники и партнёры не только в России, но и из разных стран мира.

Было чувство наполненности, что все эти бессонные ночи, попытки расширить географию проекта, все процессы, на-чиная от сбора заявок, заканчивая организацией выставки и параллельной программы, которые мы осуществляли небольшой командой, не прошли даром. Нас заметили, нас оценили. Это ценно, что столь высокое жюри обратило внимание на молодой начинающий проект. При том составе команды и имеющемся бюджете, на мой взгляд, мы совершили невозможное. Так сильно хотелось заявить о себе, чтобы в нас поверили; показать, что мы не проект-однодневка, а большая, цельная международная история, направленная на поддержку молодых талантливых художников со всего мира. Мы уже сейчас пишем новую историю современного искусства, открываем новые имена, которыми будут гордиться лучшие музеи! Всё это, вся наша энергия и синергия с другими людьми приблизили победу. И заветная статуэтка с дипломом победителя приехала к нам из Москвы в Санкт-Петербург.

КакВаш фонд развивает несколько на- правлений одновременно: премия для подростков в области искусства, проект «Искусство как конкурентное преимущество в бизнесе», с недавнего времени — арт-рынок Ближнего Востока, перформансы и пр. Расскажите более подробно об этом.

Для меня был и есть главный проект фонда — это международная премия в области современного искусства для подростков «teen art awards». Тем более, что мы первые в мире сделали подобный проект для данной возрастной категории (14-17 лет — прим.ред.). Это безумно вдохновляет продолжать и расширять количество стран-участниц. Следующий сезон мы посвящаем связи культур и решили делать финальную выставку. Было принято решение делать финальную выставку в Арабских Эмиратах.

Совсем недавно прошла встреча в консульстве ОАЭ в Москве с дипломатом по вопросам культуры и СМИ Наимой Сухейл Альмушаррах, которая высоко оценила нашу работу над проектом и выразила свою выразила готовность помочь. Мы надеемся, что у нас получится прекрасное продуктивное сотрудничество, которое объединит наши страны в стремлении развивать мировую культуру с помощью поддержки молодых талантливых ребят.

Через 5 лет Дубай, я уверена, станет креативной столицей мира и объединит вокруг себя самых ярких представителей арт-индустрии. Конечно, у нас есть амбиции быть в центре мировых культурных процессов, дать возможность ребятам показать своё искусство более глобально.

Проект «Искусство как конкурентное преимущество в бизнесе» даёт возможность художникам укрепить бренд компаний, вшить искусство в ДНК брендов, совершенствуя их и формируя тем самым продукт нового времени — уникальность.

В октябре в «Lotte Spb» мы организовывали большую конференцию с одноимённым названием, куда пригласили лидеров компаний «BMW», «RBI», «Ленинград Центра», «Императорского Фарфорового завода», студии дизайна «Privillege». Коллеги делились своим опы- том взаимодействия с искусством и рассказывали, как этот тандем усилил их бизнес. Я вижу огромный отклик как со стороны компаний, так и со стороны художников в готовности к сотрудничеству.

Особенно приятно, что моя лекция «Искусство как конкурентное преимущество в бизнесе» вошла в топ лучших лекций по версии премии Zarenkov Gallery Awards. В прошлом году я её читала на самых разных площадках, начиная с масштабного Дягилевского фестиваля, заканчивая камерной встречей в клубе «Профессор Фрейд». Я вижу в себе миссию популяризации этой темы. Ведь бизнес действительно нуждается в искусстве. Необходимо только правильно донести идею, показывая, что искусство — это мощная самодостаточная сложно-компонентная система, которая многое может дать бизнесу.

В планах — развитие нового проекта «Искусство как источник новых стратегических знаний для бизнеса». Автором выступил мой союзник, художник Алексей Ган. Он очень тонко и точно подчеркнул принципиально важные акценты этого вопроса.

Что касаемо других направлений, всё остальное намагничивается на две эти магистральные линии.
Поделитесь, как удаётся грамотно расставлять приоритеты и не распыляться по мелочам?
Важно чётко определиться с приоритетами и выстраивать линию развития, подчиняя всё главной или главным большим идеям. Тогда люди понимают, про что ты и видят цельность, гармоничность, структурированность, дисциплинированность. Как следствие — высокий уровень энергии и творческого потенциала, что автоматически сподвигает к желанию поучаствовать. Ведь при таких характеристиках проект обречён на успех.

Что для вас как руководителя было самым важным при выборе людей в команду? Сформировали ли штат или ещё планируете расширение?

Признаюсь честно, в формировании команды были взлёты и падения, я училась быть руководителем и до сих пор учусь.

Мне хочется быть в первую очередь другом. К коллективу я отношусь, как к своей семье. Ведь на работе мы проводим большую часть жизни, и важно собрать надёжных ребят рядом.

Была очень болезненная ситуация, которая нас научила тому, что для многих в приоритет может встать собственное эго. У нас же во главе угла стоит большая миссия и большая красивая идея — служение искусству. Дружба, взаимовыручка, усиление потенциала друг друга необходимы. Сейчас мы подбираем команду в соответствии с этими ценностями. Если люди горят делом, то они у нас приживаются. Если думают только о тщеславии, нам с такими людьми не по пути.

В связи с масштабным вторым сезоном премии «teen art awards» мы будем расширять штаб. Мы открыты новым именам, ведь каждый новый член команды вносит свежий яркий импульс. Мы безусловно этому рады! Важно всегда ставить перед собой новые вызовы, не застревать в уже сложившейся системе взаимодействия.

Главный критерий для нас: порядочность, честность, открытость, креативность, желание роста и международного масштаба, доброта, дисциплина, взаимовыручка. Мы дышим тем, что развиваем. Мы ценим друг друга. И если ты разделяешь наши негласные правила, не бойся, пиши — обязательно ответим. Ведь чем больше талантливых кураторов, арт-менеджеров получают шанс реализации своих задумок, тем лучше. В мире будет больше красоты и смысла.
Среди партнёров фонда есть многие крупные институции, например, Красный крест, Академия им. Штиглица. Какие возможности по- являются у меценатов и партнёров, поддерживающих фонд?
Мы помогаем компаниям формировать смыслы и ценности, к которым хочется быть сопричастными.

Поддержка проектов, связанных с искусством, создают вокруг бренда компании красивую имиджевую историю. Это благородно, это про развитие творческого потенциала, который формирует нашу с вами жизнь, делает её ярче, эмоциональнее, полноводнее.

Меценаты, помогающие нашей премии, это современные Медичи, открывающие новые имена, дающие дорогу молодым талантам — что может быть прекраснее, чем помогать своими финансами миру искусства, давать больше красоты и смысла, писать новую историю современного искусства вместе с художником!

Российский Красный Крест этим летом проводил благотворительный бал в честь своего 155-летия. Мы организовывали для них аукцион, где участвовали лауреаты премии «teen art awards». Это для них стало настоящим событием. Ещё бы, первый в жизни аукцион! За их работы боролись гости этого события, и борьба была нешуточной, все лоты уехали в дома коллекционеров. Незабываемый опыт.

Академия им. Штиглица — это кладезь прекрасных педагогов и сотрудников, которые делали и делают всё возможное, чтобы наш проект успешно реализовывался и дальше. Они, в том числе, давали гранты на обучение для финалистов премии.

Своих партнёров выбираем трепетно, так как ценим долгосрочное сотрудничество, хочется вместе расти, формировать историю развития, раз от раза удивляя и вдохновляя друг друга.
Вы не раз говорили, что умеете чувствовать людей и видеть их таланты. Исходя из вашего опыта, это происходит сразу или постепенно?

Конечно, вкус и чутьё формируются с годами, с опытом. Но мне кажется, в моём случае — это врождённая способность. Мне с детства нравилось подмечать что-то неординарное, талантливое, особенное.

Наверное, поэтому я выбрала за основу своего жизненного пути профессию продюсера. Сейчас это больше как продюсер арт-проектов, который делает всё возможное, чтобы звезда засияла, выстраивает стратегию развития, управляет всеми организационными процессами.

Для меня самое большое счастье в жизни — помогать таланту проявиться. Я очень рада, что помогаю художникам. Но недавно появился запрос не только от художников. Ведь правила работают для всех одарённых в своих сферах людей. Поэтому в 2023 году я решила запустить авторский онлайн-курс «art_line_brand», в котором поделюсь всеми накопленными знаниями по продвижению и формированию брендов.
На лекции «Искусство как конкурентное преимущество для бизнеса» вы говорите о важности интуиции при принятии решений как в бизнесе, так и в арт-среде. Посоветуйте, как можно прокачать интуицию?
Мы живём в эпоху информационного шума. Столько голосов вокруг! Каждый говорит, как лучше, что сейчас в тренде. К сожалению, так мало людей слушают себя при формировании своей карьеры. Подчиняются моде, а не подчиняют её себе. Как только наш голос станет для нас самым важным и основополагающим при принятии стратегических решений, успех придёт незамедлительно.

Все свои самые важные решения я принимаю из тишины, из молитвы, из созерцания. Каждый может выбрать для себя свою формулировку.
Я уже больше года каждое утро пишу дневник благодарности, который настраивает меня на нужный лад.
Бегаю длинные дистанции. Долгий бег — это для меня своеобразная медитация. Ты выходишь из дома одним, а возвращаешься совсем другим человеком. Я бегаю по одному маршруту, в этом есть своего рода ритуальность.
В процессе практик мне приходят важные решения. Важно быстро на них реагировать, доверять и понимать, что то, что сработало у кого-то, может не сработать у тебя. А как двигаться именно тебе, подскажет интуиция — важно её прокачивать. Как? У всех свои методы.

В последнее время, например, я стала заниматься вокалом, такое желание возникло во время пробежки. Я, не раздумывая, купила первый абонемент на вокал, пошла и открыла для себя просто невероятный источник энергии. Так как голос — это мой основной инструмент коммуникации, с помощью голоса я привлекаю партнёров, союзников, рассказываю о своей идее миру, то занятия вокалом помогли мне быть ещё более проявленной.

Тут главное услышать, почувствовать этот импульс и действовать. Подумал — сделал, и результат превзойдёт все ожидания.

Ещё я занимаюсь психологией. Она способна беспристрастно анализировать ситуации, людей, их особенности, понимать, где тут со мной взаимодействует внутренний ребёнок, а где — строгий родитель, и принимать все решения из внутреннего взрослого. Это тоже хорошо развивает эмпатию, помогает не только лучше понимать окружающих, но и самого себя. Творческие люди очень ранимые, тонкие, поэтому эти знания становятся основой для выстраивания отношений.

Советую как можно больше изучать себя! Если вы поймёте всё про свою личность, объективно и трезво, то увидите, как легко вы будете притягивать нужных людей, и как легко будет с ними договариваться. Никого не меняем, только себя! Работа над интуицией, голосом, телом, мышлением принесут новые поворотные возможности, я за комплексный подход.
Крупные международные бренды в последнее время часто обращаются к художникам, создают коллаборации с деятелями искусства. Но от идеи до реализации может пройти несколько лет. Как в таком случае творцам и искусствоведам ориентироваться на актуальность?
Я думаю, сейчас время поменялось, и от идеи до воплощения очень сжатый временной отрезок. Художникам нужно уметь грамотно и чётко прописать свою презентацию и закинуть удочки в разные компании, постоянно быть в движении, творческом потоке, не ставить всё на одну карту.

Художник должен уметь работать и с краткосрочными, и с долгосрочными в плане старта реализации проектами. В современном мире индустрия очень много требует от творца, поэтому с крупными художниками работает огромная команда.

Лучше сразу найти своего агента, который будет заниматься продвижением, организационными моментами и прочим. Всё же художникам подчас сложно заниматься продюсированием, для этого требуются специальные личностные характеристики.

Сейчас не то время, когда можно сидеть в башне из слоновой кости. Нужно выходить в мир, проявляться, пробо- вать, ошибаться, делать работу над ошибками и пробовать вновь. Если из 100 компаний ответит одна — это нормально, и это тоже успех. Главный секрет — смотреть с оптимизмом. Не бывает неудач, в каждой ситуации зашит шанс, важно только суметь его рассмотреть.

Мне нравится простая фраза: «Счастье в наших руках, и их нельзя опускать». Если художник пробует, старается, ищет, то я просто не верю, что удача ему не улыбнётся.
Впереди у вас второй сезон премии teen art awards. По прошествии первого сезона, какие выводы вы сделали, что учтёте в будущем?

Первый сезон, как я уже говорила, был экспериментальным, у нас не было тех знаний и опыта, которые есть сейчас.
Главное — не терять свежести, веры, страсти, любопытства, гореть, как и прежде.

Признаюсь, очень страшно начинать новый сезон. Уже сформировались определенные ожидания, была поставлена определенная планка, которую нужно только повышать. Но дорогу осилит идущий! Мы хотим существенно расширить географию стран, провести финальную выставку премии в ОАЭ, внедрить новые креативные идеи в рекламную компанию. Более тщательно документировать каждый свой шаг и прогресс, всё это пригодится для документального фильма о втором сезоне. Привлечь международных кураторов, художников, продюсеров к сотрудничеству. И так же быть плечо к плечу друг с другом. Сейчас наша команда по известным обстоятельствам в разных странах мира, но это не мешает держать сердечную и ментальную связь, ведь только вместе нам всё по силам.
Личный бренд — основа имиджа современного публичного человека. Вы также развиваете свой личный бренд, вдохновляете других, делаете упор на качественных фотографиях, цепляющем тексте. Назовите основные способы развития своего бренда. С чего начать?
Только качественные фотографии и цепляющий текст не дадут нужного результата, но это, безусловно, важно. Главное — быть личностью с сильной энергетикой, а это возможно только, если ты следуешь своему предназначению.

Я здесь про большую идею. Нужно ответить на вопросы: кто я, для чего я здесь, как я могу наилучшим образом проявиться с учётом моих талантов и особенностей, данных мне от природы? Из этого выстраивается всё остальное. Ведь даже фотография может быть качественная, а цеплять за душу не будет, потому что там вместо человека маска, при- думанная в угоду тренда декорация. На мой взгляд, надо исходить от самой личности, индивидуальности. Именно поэтому, при продвижении человека мы задействуем всё, начиная от архетипов, заканчивая линиями лица и глубокими интервью, которые раскрывают его максимально. Только тогда, после проведённой масштабной работы, придумывается образ, артефакты, текстовая подача и так далее. У кого-то это получается естественно, и человек без дополнительных специалистов является брендом. Кому-то нужна помощь профессионалов. Но первое, с чего нужно начать, возвращаясь к теме номера, услышать свой голос — кто я? И идти за ним, доверяя, принимая и благодаря за этот дар.

ЯРОСЛАВ МАРКОВ, АРТ-ДИРЕКТОР ФОНДА;
В Дарье я ценю открытость, чистоту целей и искреннюю веру в то, что она делает. Команда для неё как семья, что чувствуется во всех процессах и взаимодействиях с ней. Если говорить про Фонд и искусство, нравится, что она правда радеет за будущее современного искусства и художников, которые его представляют, особенно если говорить про тех, кто только встаёт или думают о том, чтобы встать на этот путь.

НАТАЛЬЯ ТАНГИЕВА, ЧЛЕН ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА ФОНДА:
У Дарьи удивительная способность увлекать, вовлекать, объединять людей в проект, который она создала, развивает и точно превратит в неординарный международный проект.

Made on
Tilda