Как рос ваш блог? Сарафанным радио или с помощью рекламы? Что, по-вашему, эффективнее?
У меня было по-разному. Таргет в моём случае оказался малоэффективен. В основном кто-то делает репосты — приходят люди. Кто-то купил мой продукт или консультацию, рассказал об этом у себя — ещё люди пришли. В большей степени работало сарафанное радио, но и опыт рекламы у меня есть. Я много раз предлагала людям свои услуги в обмен на их рекомендацию. Выбираю людей, близких мне по ценностям, духу — и с ними сотрудничаю.
Бывали ли странные реакции от знакомых и незнакомых людей, когда вы уже говорили в блоге о своей деятельности?
Я не могу вспомнить что-то конкретное. Но особо неприятные комментарии, которые меня задевали, были связаны не с тем, что я делаю, а скорее с моей позицией. Например, когда я говорю своё мнение о политике или социальных темах. Тут могут быть подобные комментарии, но это будто человек просто нашёл место, куда слить свою злость. И это не столько про моё мнение, сколько про то, что просто совпала чья-то точка кипения и время выхода моего поста. Конечно, неприятно быть триггером: «Окей, человеку сейчас плохо, но это не значит, что мне можно такое говорить и писать. Существует прекрасная кнопка "заблокировать"».
Мы обычно представляем, что мы начнём говорить о своей деятельности и все станут высказываться по этому поводу. На самом же деле мы намного меньше волнуем людей, чем нам кажется. Это как история, что утром едешь в метро и видишь чувака с пятном на рубашке. Ты просто думаешь «ок, чувак, пятно на рубашке» — и думаешь об этом ровно три секунды. А сам он может волноваться, что у него пятно, все смотрят, конец света. А всем плевать.
Поддержка или не-поддержка со стороны других людей связана с нашей собственной верой в себя или не совсем? Есть ли проблема позиционирования: я верю в себя — другие в меня тоже верят, и наоборот?
Думаю, не всегда так. Мы все очень разные, но, если у человека внутри есть напряжение, окружающие могут это чувствовать и отзеркаливать ему. Но это не о том, что тебе написали какашку и значит такая какашка есть у тебя — нет. Это о том, что люди подсвечивают нам неоднозначные места.
Честность работает лучше всего. Мы же чаще всего боимся конкретных комментариев, в нашей голове есть некий голос, типа «ты только закончил курсы, и что, уже берёшь за это деньги? Ты всего два месяца учился, жуткий самозванец» — и так далее. Мы боимся, что наш внутренний критик обретёт реальное лицо. Что человек придёт к нам и скажет вслух то, что мы слышим внутри. Но чаще всего этого, во-первых, не происходит, и, во-вторых, честность реально работает. Если ты боишься, то хороший выход честно сказать: «Ребят, я отучился на курсах, готов взять на себя ответственность и пригласить вас в работу. Мне страшно и сложно рассказывать вам об этом. Работать готов только с конкретными темами, потому что пока имею компетенции только здесь».
Честность — совершенно обезоруживающа. С ней нет проблем, тебя все сразу понимают и сам себя ты не обесцениваешь. Это здоровая форма того самого «сработать на опережение». Мы не бьём сами себя, а сразу говорим, что мы умеем, какой у нас опыт и сколько энтузиазма. И тут уже нечего обесценивать посторонним людям — ты сам всё честно выдал.
За последние несколько лет в целом сильно изменился вектор продаж. Идут не на прогревы, а на человека. Его ценности, его философию. Это крутая штука, которая меня действительно поддерживает — что есть люди, которые когда-то купили у меня льняное кимоно, а потом пришли на консультацию, ещё через время купили у меня курс. В этом супер-доверие.
Когда я начинала исследовать себя, одна часть меня думала, что я какая-то легкомысленная — прыг, прыг, прыг с одного на другое. А по факту это сформировало доверие у людей. Я честно говорила о своём опыте, как я шла к тому, что делаю сейчас, чему училась и чего хочу, какие у меня ценности. И люди понимают тебя. И доверяют.